Маркировка ветеринарных препаратов: опыт Компании НИТА-ФАРМ
С 1 октября в России началась обязательная маркировка лекарственных препаратов для ветеринарного применения. Производители по всей стране начали наносить на свою продукцию специальные коды Data Matrix и подавать сведения в «Честный знак». Как Компания НИТА-ФАРМ внедрила новую систему – расскажет директор по производству Николай Морозов.
Для чего нужна маркировка ветеринарных препаратов?
Маркировка сделает процессы более прозрачными: с помощью уникального кода на потребительской упаковке можно будет проверить оригинальность препарата, а оператор «Честного знака» и государство получат возможность отследить его путь на всех этапах – от производства до реализации.
Когда Компания НИТА-ФАРМ начала выпускать продукцию с маркировкой?
С 1 октября 2024 нанесение маркировки стало обязательным для всех. И мы, как добросовестный производитель, выполнили это требование. С этого дня каждая упаковка, которая выходит с производственных линий НИТА-ФАРМ, содержит код Data Matrix.
Как внедрение системы маркировки повлияло на производственные процессы?
Мы создали проект по внедрению маркировки: зафиксировали сроки, собрали команду и рассчитали бюджет. Реализацией занимались сразу несколько подразделений. К примеру, отдел закупок отвечал за приобретение упаковочных материалов, а специалисты по регистрации и сертификации вносили информацию о продукции Компании в национальный каталог.
Несмотря на короткие сроки, мы успели установить новое оборудование. Отдельной задачей стало внедрение программного обеспечения к нему, поскольку «Честный знак» – это довольно сложная информационная система.
Как Компания адаптировала персонал к новым требованиям?
Сложностей с адаптацией персонала не возникло, поскольку новые обязанности распределились между опытными и квалифицированными сотрудниками: мастера цехов и специалисты по учету начали заказывать коды и вводить их в оборот, наладчики и операторы контролируют качество нанесения на потребительскую упаковку. Нагрузка возросла, но мы оперативно создали инструкции и провели обучение.
У нас очень вовлеченные люди, которые понимают степень ответственности за внедрение новой системы. Сейчас адаптация к работе с новой системой продолжается. Возможно, по результатам анализа работы за этот период мы выделим взаимодействие с системой «Честный знак» в отдельную функцию.
Какие новые технологии были задействованы для реализации маркировки?
Компания приобрела восемь новых программно-аппаратных комплексов. Это системы, которые обеспечивают обмен данными между нами и оператором «Честного знака», физическое нанесение кода на упаковку, формирование отчетов о нанесении и оплату кодов. На начальном этапе на закупку всего необходимого ушло более 19 миллионов рублей, в перспективе потребуются аналогичные инвестиции.
Какие сложности с внедрением маркировки Вы прогнозировали и как Компании удалось их избежать?
Основная трудность, с которой мы столкнулись – это сжатые сроки. Портфель НИТА-ФАРМ включает более 100 продуктов с разными форм-факторами: от маленьких стеклянных флаконов до больших канистр и мешков. Для разных форматов у нас предусмотрены 8 упаковочных линий. На каждую из них необходимо было установить оборудование для маркировки.
Мы справились с внедрением новой системы без остановки производства. В сентябре, когда команда проекта завершила оснащение линий, НИТА-ФАРМ выпустила 2,4 миллиона единиц продукции – это второй лучший результат за всю историю Компании.
Как бы Вы оценили прошедший месяц после внедрения маркировки лекарственных препаратов для ветеринарии?
С мая, когда было опубликовано постановление правительства о введении обязательной маркировки, Компания проделала огромную работу. Сейчас мы можем увидеть ее первые результаты. Впереди нас ждут еще несколько значимых этапов: в следующем году производители должны будут обеспечить не только ввод, но и вывод продукции из оборота при розничной продаже, реализации в ветеринарной клинике или использовании препарата в хозяйстве.
В марте 2026 года станет обязательным поэкземплярный учет – тогда в системе «Честный знак» можно будет отследить всю товарную цепочку движения продукта от выпуска до конечного пользователя. Как передовая Компания, мы планируем начать реализацию этого этапа с первого квартала 2025 года.